Отделение социального обслуживания на дому СДУ (Система Долговременного Ухода)
Положение о системе долговременного ухода в ОБУСО «Ивановский комплексный Центр социального обслуживания населения.»
1.Общие положения.
1.1 Настоящее Положение определяет порядок деятельности системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами
в «Ивановском КЦСОН». Модель, системы долговременного ухода разработана в целях реализации Федерального проекта « Старшее поколение» национального проекта «Демография» в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с нарушениями физических и психических функций, к которым относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, утрата социальных связей.
1.2.В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с п.1ч.1ст.15 ФЗ №442 от 28.12.2013., в том числе и граждане с психическими расстройствами.
1.3.Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, участники специальной военной операции;
1.4.Услуги гражданам, нуждающимся в уходе предоставляются бесплатно.
1.5. В модели используются следующие понятия:
1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
6) граждане, осуществляющие уход (помощник по уходу)
- лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
2 Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода.
2.1. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, уполномоченных организаций и их работников.
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
3 Участники системы долговременного ухода.
Участниками системы долговременного ухода в рамках компетенции являются:
1) уполномоченные органы:
Департамент социальной защиты населения Ивановской области;
Департамент здравоохранения Ивановской области;
2) уполномоченные организации, находящиеся на территории Ивановской области (далее -уполномоченные организации):
организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее – поставщики социальных услуг);
медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (далее - медицинские организации); региональный и территориальные координационные центры, являющиеся структурными подразделения соответственно областного государственного казенного учреждения обеспечению деятельности территориальных органов социальной защиты населения" и филиала областного государственного казенного учреждения территориальных органов социальной защиты населения" по городу Иванову, Кинешемского филиала областного государственного казенного учреждения, территориальных органов социальной защиты населения" (далее - региональный координационный центр, территориальные координационные центры); организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
3) работники уполномоченных организаций, участвующие в оказании социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
4) граждане, осуществляющие уход;
5) граждане, нуждающиеся в уходе.
4.Включение граждан в систему долговременного ухода.
4.1. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в территориальный координационный центр в письменной или электронной форме заявление гражданина, нуждающегося в уходе, или его законного представителя о предоставлении социальных услуг по уходу (далее - заявление). Форма заявления утверждается Департаментом социальной защиты населения Ивановской области.
4.2. При поступлении обращения в интересах гражданина, нуждающегося в уходе, иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) рассмотрение вопроса о признании гражданина нуждающимся в социальных услугах по
уходу осуществляется при подтверждении данных обращений личным заявлением гражданина либо его законного представителя.
4.3. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальных услугах по уходу в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
4.4. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг (далее - договор).
4.5. Признание гражданина нуждающимся в социальных услугах по уходу и его включение в систему долговременного ухода предполагают проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах по уходу с учетом степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
2) установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах уровня нуждаемости в уходе.
3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) составление территориальным координационным центром проекта дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - дополнение к индивидуальной программе);
5) утверждение областным государственным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности территориальных органов социальной защиты населения" дополнения к индивидуальной программе.
4.6. Основаниями для исключения гражданина из системы долговременного ухода являются отсутствие обстоятельств, при которых гражданин был признан нуждающимся в социальных услугах по уходу и включен в систему долговременного ухода, либо отказ гражданина от социальных услуг по
уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
4.7. Решение о включении гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода или об отказе от предоставления социальных услуг по уходу принимается областным государственным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности территориальных
органов социальной защиты населения" в срок, указанный в части 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
5. Социальный пакет долговременного ухода
5.1. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень, перечень услуг прописывается в дополнении к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
5.2. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
1) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима;
2) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалеты, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом;
3) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение;
4) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
5) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти,внимания,мышления.
5.3. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии со стандартами оказания социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее -стандарты).
5.4. Стандарты устанавливают для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества социальной услуги по уходу. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.
5.5. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.
5.6.Первый уровень нуждаемости в уходе социальный пакет предоставляется в объёме до 14 часов в неделю, второй уровень до 21часа в неделю, третий
уровень до 28 часов в неделю.
5.7.Социальные услуги, включённые в социальный пакет долговременного ухода предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.
5.8. Лица, осуществляющие уход (помощники по уходу) принимаются на работу в Ивановский комплексный центр социального обслуживания на должность- «помощник по уходу», по срочному трудовому договору, прошедших обучение по программе, утверждённой Министерством труда и социального развития РФ, прошедшим медицинский осмотр с правом допуска к работе. Заработная плата помощника по уходу зависит от количества отработанных часов в месяц, которая не может превышать норму в соответствии с ТК РФ. Норма часов, установлена в дополнении к индивидуальной программе предоставления социальных услуг, которая пересматривается не реже 1 раза в год и носит индивидуальный характер. Помощник по уходу ведёт дневник по уходу, определённый типовой моделью.