Здоровая работа головного мозга — залог способности человека к познавательной деятельности, изучению и анализу информации. Поэтому любые заболевания, затрагивающие работу клеток мозга, сопровождаются нарушением когнитивных функций, или простыми словами — снижением внимания и памяти, возможности рационально мыслить и обучаться. Сложности с концентрацией и другие неприятные когнитивные сбои могут возникнуть и без серьезных патологий — если человек не высыпается, испытывает стресс или устает на работе.
ЧТО ТАКОЕ КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
Под этим термином понимают самые сложные функции головного мозга:
- Память – способность усваивать, сохранять и воспроизводить информацию. За нее отвечают преимущественно височные отделы мозга, в частности – гиппокамп.
- Речь – способность говорить, то есть обмениваться различной информацией с другими людьми. За нее отвечают лобная и теменная доли мозга.
- Праксис – способность приобретать и использовать различные двигательные навыки: ходить, пользоваться ложкой, рисовать и др. За него отвечают лобные и теменные доли мозга.
- Гнозис – способность распознавать информацию: читать, смотреть, слушать. За него отвечают височная, теменная и затылочная доли мозга.
- Интеллект – способность к мышлению. За него отвечают в той или иной степени все отделы мозга.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
За различные когнитивные функции отвечают разные отделы головного мозга. При сбоях в работе каждой из этих зон возникают определенные нарушения. Они могут быть недолгими и обратимыми – например, при непродолжительном стрессе, регулярном недосыпе, тяжелом режиме работы Существует множество состояний, приводящих к расстройству когнитивных функций у человека. Согласно принятой классификации, выделяют сосудистые, нейродегенеративные (например, болезнь Альцгеймера), дисметаболические (например, сахарный диабет) и другие.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО НЕЙРОНАМ НУЖНА ПОМОЩЬ
Симптомы когнитивных нарушений любой человек может заметить без помощи врача: становится сложнее концентрироваться на рабочих задачах, «теряются» мысли, слова «крутятся на языке», но не вспоминаются, для похода в магазин приходится составлять список продуктов и так далее.
КАК НОРМАЛИЗОВАТЬ УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Независимо от тяжести нарушений специалисты сходятся во мнении, что когнитивные расстройства стоит лечить уже на самой ранней – субъективной «нулевой» – стадии. Скорректировать работу мозга помогут отдых, физическая активность, нормализация сна, прогулки на свежем воздухе, тренировки и другая творческая и физическая активность.
В досуговом объединении для граждан старшего поколения и инвалидов «Активное долголетие» ОБУСО «Ивановский КЦСОН», организованного в рамках реализации национального проекта «Семья», расширенного нац. проекта «Демография», федерального проекта «Старшее поколение», занятия в творческих студиях и физические упражнения программы «Школа долголетия» выстроены таким образом, что подхватывая нарушения головного мозга на «нулевом» уровне, при систематических занятиях участники досугового объединения восстанавливают нарушенные нейронные связи, заставляя включатся в процессы – порядок физических упражнений, танцевальная хореография, изучение музыкального материала, рисование по памяти, изготовление игрушки, компьютерная грамотность и работа на смартфоне – все это способствует выведению из зоны комфорта и приобретению новых знаний и компетенций. Включение воображения, творчества, последовательность работы определенных мышц тела при выполнении физических и дыхательных упражнений, мелкая моторика – все, казалось бы субъективные и не очень выраженные профилактические занятия, позволяют сохранить надолго не только физическое, но и умственное активное долголетие.
Приглашаем присоединиться к нашим занятиям!
В нашем досуговом объединении Вы найдете занятия по душе!
#ивановскийкцсон #досуговоеобъединение #досуговыйцентр #старшеепоколение #пенсионеры #инвалиды #семья #демография #ветераны #социальноеобслуживание #иваново #ивановскаяобласть #подпишись